16 марта 2013 г.

Прокрастинация и волшебство


Не знаю как вы, а я, как и многие другие, страдаю прокрастинацией.
Помимо обыкновенного ее проявления - просто откладывания дел и задач на потом, у меня иногда бывают более серьезные проявления этого "недуга". В определенный момент я просто не могу заставить себя начать следующую крупную, длительную задачу - это выражается в том, что я начинаю переключаться между множеством постоянно существующих задач по мониторингу и контролю (я понимаю, что я этим действиями просто заполняю свое время, обманываю себя занятостью, лишь бы не начинать следующую крупную задачу). Это примерно как, если у твоего героя в RPG заканчивается мана, и нечем сотворить новое заклинание. В результате бывает такое, что время потрачено впустую, и ничего не сделано.

Анализируя причины появления таких ситуаций, пытаясь проследить последовательность событий, я совсем недавно понял, после чего у меня наступают моменты абсолютного нежелания начинать работу над новой задачей. Почти всегда это происходит после неудачи. Фэйлы бывают у всех. Меня любой неуспех сильно демотивирует, и не думаю, что я один такой. Наверняка, все ответственные люди, вкладывающие душу и радеющие за дело, которым занимаются, не говоря уж о перфекционистах (к коим я все больше и больше склоняюсь причислять себя) меня поймут.

Для меня существует единственное средство быстрой (безусловно, можно просто подождать денек и все пройдет само - но работа часто не ждет....) борьбы с прокрастинацией в этом случае. Это успех. "Спасибо кэп", - скажете вы, - "чтобы победить фэйл нужен успех". Да это так, нужен быстрый успех. 
Моя проблема обычно заключается в том, что необходимо начать делать длительную важную задачу, ведь она у меня сейчас самая приоритетная. Но в этом случае я не могу ожидать быстрых побед, ведь успех придет только тогда, когда я завершу эту большую задачу. И если это, по моим оценкам не произойдет сегодня, то все, это кранты, мой мозг перестает мыслить логески и наступает это самое состояние, которое я описал - я никак не могу заставить себя взять следующую задачу (что заканчивается бесцельно проведенным остатком дня).
Единственное что мне помогает - это заняться небольшой задачей, которую я точно смогу закончить быстро (при этом, чем скорее, тем лучше). Если я могу справиться с ней достаточно быстро, то это и есть тот успех, небольшая быстрая победа, которая позволяет заставить мозг снова подумать, что все хорошо, и придать сил для новых свершений. Причем желательно подкрепить успех (успешное завершение дела) физическим действием.
Я использую Task-board в его самом простом воплощении, какое я смог себе представить, когда решил его попробовать. Это лист флип-чарта, кое-как прилепленный на стенку скотчем, со стикерами-задачами на нем. Он выглядит вот так:

Конечно, существует множество электронных-быстрых-удобных-универсальных-доступных-откуда-угодно-списков-задач в любых их проявлениях. Но ничего не заменит момента когда, ты завершаешь задачу, своей рукой передвигая ее, ощущая ее тактильно, из состояния In Progress в Done. Пусть это выглядит смешно и архаично, переводить бумагу на такое, но это действительно работает. Владельцы телефонов с покрытием soft-touch меня поймут - ведь он так приятен на ощупь, хотя, по большому счету, не несет никакого функционального смысла или дополнительного удобства. Это некий фетиш. Но почему бы не доставить себе такую маленькую радость и не отпраздновать очередную победу физическим действием.

Да в этом случае я жертвую приоритетами и важностью и делаю не совсем то, что было бы оптимальным в данный момент. Но ели задуматься, то выбор прост: либо до конца дня я делаю эту не очень важную мелкую задачу, добиваюсь быстрой победы и начинаю более важную длительную, либо я трачу свой день впустую, пытаясь себя заставить начать работать.

Поэтому, в моем случае, всегда необходимо иметь в To-Do пару-тройку припасенных на черный день небольших дел - таких своеобразных mana potions - на случай, если вдруг нечем будет уже творить волшебство. Главное не потратить их впустую :) 

2 комментария:

  1. Я кстати постоянно так делаю :) У меня правда никогда не иссякает подборка мелких вещей, которые нужно сделать

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Везет же, а у меня, знаешь, в основном все крупное... Построить дом там... :)

      Удалить