3 марта 2013 г.

Continuous Improvement и биология


Наблюдая за тем, как некоторые люди все время хотят двигаться вперед и не останавливаться на достигнутом, а другие не думают даже на шаг вперед и "сидят на попе ровно", мне пришло на ум, что тут могут лежат в основе 2 фактора: воспитание и генетика. Вообще, непрерывное совершенствование - это своего рода перфекционизм, перемешанный с системным мышлением. Некий драйв развивать и улучшать плюс понимание, к чему этот драйв лучше всего применить.
С первым фактором  - воспитанием - проще. Тут, на самом деле, многое зависит от родителей, учителей и так далее - всех тех, кто в детстве закладывает культуру, привычки добиваться всего своими силами, развиваться и учиться. При этом я причисляю Agile, Lean коучей, людей, которые помогают командам приобрести привычку к постоянному улучшению, к разряду таких "воспитателей". 
Если говорить о себе - мой отец всегда был интересующимся человеком. На своем жизненном пути он попробовал себя в самых разных областях: от работы на телевидении и в аэропорту до ремонта бытовой техники и электроники. Отец постоянно горел желанием сделать свой бизнес. Это были самые различные инициативы: от изготовления и продажи йо-йо до создания hand made аппарата для электроакупунктуры. Идеи всегда били ключом. Мама же у меня, напротив, всегда была прагматична, сконцентрирована на быте и семье и продолжает оставаться таковой. Она выступала неким "стопом" для отца. И иногда в меру, иногда через чур останавливала его и направляла в более спокойное русло. Мой первый учитель Наталья Опарина всегда учила детей думать своей головой, объясняя при этом все очень доступно, развивала креативные способности, была очень добра, но всегда дисциплинированна. При всем при этом в нашем маленьком чукотском поселке Эгвекинот с численностью не многим более 2.5 тысяч человек она жила одна с мужем-инвалидом. И, так как своих детей у нее не было, она отдавала всю себя, как могла, ученикам в школе. Такой микс людей, напрямую влияющих на воспитание ребенка, не мог не отразиться со временем на нем самом. И я очень благодарен родителям и первому учителю за мое внутреннее отвращение к рутине, несовершенности, однообразию и нелогичности, а также постоянному желанию не стоять на месте.

И все было бы прекрасно, если бы зависело только от воспитания. Но нет - я же придумал второй фактор :) Генетика....
Тут, наверное, все сложнее. Либо у тебя есть нужный ген, либо тебе не повезло. И если-таки этот ген, отвечающий за предрасположенность к упорству и стремлению улучшать все и вся, существует, то он безусловно есть у моего отца :) И хорошо это или плохо, но, похоже, он доминирующей, потому что иногда мне просто не дает покоя, если что-то работает не достаточно, по моему мнению, хорошо. Это, зачастую, долгое время не дает мне жить спокойно, хотя, если посмотреть на вещи более трезво, иногда это может оказаться и не существенным.
Мне кажется, вероятность существования такого гена имеет право на существование. Ведь не секрет, что схожий характер и даже одинаковые манеры поведения прослеживаются у родственников в разных поколениях и степенях родства.
В свое время после защиты кандидатской по биохимии я решил оставить дальнейшее развитие в этой области в пользу software engineering. А ведь мог бы получить какую-нибудь Нобелевскую или хотя бы государственную премию за открытие Гена Постоянного Совершенствования, тем самым подвести под научную базу объяснение принципов Lean и перевернуть мир Agile. Набор в самые успешные Agile команды начинался бы со сдачи генетического анализа. Потом бы это запретили, т.к. это приравнивалось бы к дискриминации и ущемлению прав и свобод. А потом... Мечты-мечты.
В любом случае, надо бы пошерстить данные научных исследований по этой теме. Не ровен час, уже все известно. Если что-нибудь найду интересное - обязательно напишу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий